Новый закон о такси поставил перевозчиков на грань выживания

С 1 марта 2026 года таксопаркам придется обновлять автопарк в соответствии с законом о локализации, но две трети из них не планируют покупать новые машины

Большинство российских таксомоторных компаний оказались в тупике. Причина — закон о локализации автомобилей для такси, который вступит в силу 1 марта 2026 года. Исследование «Национального совета такси» показывает: 66% организаций не собираются приобретать новые машины в предстоящем году.

Опрос 150 таксопарков со всей страны вскрыл тревожные тенденции. Каждый третий перевозчик, а это 30%, думает о полном уходе с рынка. Еще 40% предпочитают не строить долгосрочных планов, ожидая, когда власти опубликуют полный список разрешенных моделей.

Оставшиеся 30% намерены работать лишь до окончания действующих лизинговых договоров. После этого их автомобили не смогут попасть в реестр легковых такси без соответствия новым требованиям.

Главные препятствия для обновления автопарка — низкая рентабельность отечественных машин, высокая цена новой техники и нежелание пассажиров пользоваться локализованными моделями. Раньше 39% опрошенных обновляли парк раз в несколько лет, а 26% — ежегодно. Сейчас эта практика сошла на нет.

Цифры говорят сами за себя. У 72% таксопарков более половины автомобилей не соответствуют будущим нормативам. У 10% — от 30% до 50% несоответствующего транспорта. Только у 18% доля проблемных машин не превышает 30%.

Финансовые затраты для приведения парков в порядок колоссальны. 67% перевозчиков оценили их до 50 миллионов рублей. Для 23% расходы составят от 50 до 100 миллионов. Каждому десятому придется выложить более 100 миллионов.

Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская называет ситуацию критической. Особенно для индивидуальных предпринимателей и самозанятых водителей, у которых нет средств на быструю замену машин.

Она считает, что смягчить удар поможет расширение списка допустимых автомобилей и введение 25% квоты на нелокализованные машины для самозанятых. Это могло бы обеспечить более плавный переход на новые правила.

При текущих условиях — высокие процентные ставки по лизингу, дороговизна новых автомобилей и растущие затраты на содержание — массовое обновление парка выглядит практически нереальной задачей. Отрасль замерла в ожидании.

avtodia.ru